Развивающая образовательная среда Моя история России


ГЛАВНАЯ
  АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
ФОРУМ
РЕКЛАМА
НОВОСТИ



Повесть временных лет

ПОЯСНЕНИЕ:
Древнерусские летописцы вели отсчёт событиям от Сотворения мира. Рождество Христово по этому летосчислению относится к 5308 году. Именно это число необходимо отнять от летописной даты, чтобы перевести ее в современное летосчисление, то есть от Рождества Христова.

ЗЕМЛЯ НАША ВЕЛИКА И ОБИЛЬНА
В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:
- Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свей, а иные норманны, другие готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.
И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене.
После же двух лет умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах – пришельцы, а первое население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и теми всеми владел Рюрик
 

Вопросы и задания:

  1. Кому платили дань славянские племена?
  2. Что означает выражение «по белке от дыма»?
  3. Зачем славяне стали искать себе князя?
  4. Отметь на шкале времени упомянутые в прочитанном тобой тексте события.

 

 НЕДОБРАЯ ЭТО ДАНЬ, КНЯЖЕ

 

После смерти трех братьев стали обижать полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах
этих, в лесах и сказали:
- Платите нам дань.
Посовещались поляне и дали от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:
- Вот, нашли мы новую дань.
Те же спросили:
- Откуда?
Они же отвечали:
- В лесу, на горах, над рекою Днепром.
Опять спросили старцы хазарские:
- А что дали?
Они же показали мечи. И сказали старцы:
- Недобрая это дань, княже. Мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Придет день, когда они будут собирать дань и с нас и с иных земель.
И сбылось все: спорна властвовали, после же; над самими властвуют, ибо владеют русские князья хазарами и до нынешнего дня.

Вопросы и задания:

  1. Почему дань полян показалась хазарам недоброй?
  2. Кем является летописец Нестор в данном случае: современником события или потомком?
  3. Попробуй по проговоркам летописца и по его версиям событий определить, на чьей стороне он находится, кому он симпатизирует.

 
ЭТО БУДЕТ МАТЬ ГОРОДАМ РУССКИМ

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу – родичу своему и отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В лето 6390 (882). Пошел Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей – и пришёл к Смоленску, и принял власть в городе, и посадил в нём своих мужей. Оттуда пошёл вниз и взял Любеч и посадил мужей своих. Придя к горам к Киевским, узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. И послал сказать Аскольд у и Диру:
- Мы - гости, идём в Греки от Олега и от княжича Игоря. Выходите к нам, к родичам своим.
Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру:
- Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А когда вынесли Игоря, сказал:
- Вот он, сын Рюрика.
И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли их на горе, где ныне Ольмин двор. На той могиле Ольма поставил церковь святого Николы. А Дирова могила – за церковью святой Ирины.
И сел Олег княжа в Киеве, и сказал Олег:
- Это будет мать городам русским.

КНЯЗЬ ОЛЕГ
В лето 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду. Греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожег. А тех, кого брали в плен, одних иссекали, других же мучили, иных расстреливали, а иных в море бросали. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
- Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь,
И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:
- Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога.
ПОЯСНЕНИЕ:
Суд – залив Золотой Риг. В случаи опасности «запирался» цепью, которая протягивалась между двумя башнями у входа в залив.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Белесом, богом скота, и утвердили мир.
И сказал Олег:
- Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам – полотняные.
И было так. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков. И подняла русь паруса из паволок, а словене - полотняные, и разодрал их ветер. И сказали словене:
- Возьмём свои холщовые паруса, не дали словенам парусов из паволок.
И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Вопросы и задания:

  1. Сосчитай, сколько гривен в качестве дани взял с греков (византийцев) Олег по утверждению летописца.
  2. Чем отличался обычаи клятвы у византийцев и у русичей? Как это можно объяснить?
  3. Зачем Олег повесил свой щит на ворота Царьграда?
  4. Почему Олега прозвали Вещим?


 И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
- От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
- Княже! Коня любишь и ездишь на нём, - от него тебе и умереть! И запали слова в душу Олегу, и сказал он:
- Никогда не сяду на него и не увижу больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.
Когда прошло четыре лета, на пятое пришел Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. К призвал он старейшего конюха и сказал:
- Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Он же ответил:
- Уже умер!
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказан:
- Неправду говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
- Да увижу кости его.
И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:
- От сего ли черепа смерть мне принять?
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили им горе, называемой Щековица.
Есть же могила его и до сего дня, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Вопросы и задания:

  1. Попробуй заменить содержание этого летописного рассказа пословицей, поговоркой или афоризмом.
  2. Нарисуй портрет князя Олега, каким ты его себе представляешь (портрет может быть словесным).
  3. Какие фактические неточности обнаруживаются современным историком в Повести временных лет?
  4. Как ты думаешь, почему почти всегда реконструкции событий историками носят гипотетический характер (на примере события под 879 г. из текста О. В. Творогова).


ГЛАВНАЯ
АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ