Лжедмитрий
В 1604 г. Лжедмитрий двинулся к Москве. Русские войска неохотно сражались против мнимого царевича. Лжедмитрий 20 июня 1605 г. провозглашен царем, въехал в Москву. Он переустроил думу, облегчал участь холопов и крестьян, удвоил жалованье служилым людям, мечтал о политическом союзе европейских держав против Турции. Забвение старинных обычаев не нравилось придворным старожилам, народ видимо любил Лжедмитрия. Заговор бояр с Шуйским во главе был открыт при первых днях царствования; прощенный Шуйский продолжал темную работу. В ночь на 17 мая 1606 г. обманутый криками, что ляхи бьют царя, народ толпами бросился ко дворцу. Бояре заставили стражу выдать Лжедмитрия, и его застрелили. 2) Лжедмитрий II, прозванный Тушинским вором, объявился в 1607 г. Происхождение неизвестно. Слухи о спасении Лжедмитрия I подготовили его появление. Низшие классы всюду сочувствовали ему, привлекаемые раздачей боярских земель. Село Тушино, в 12 верстах от Москвы, скоро обратилось в укрепленный город. Марина признала его мужем. Польские воеводы Сапега, Лисовский служили ему. Неудачная осада Троицкой лавры задержала его успехи. Союз Скопина-Шуйского со шведами спас Москву. Когда поход польского короля к Смоленску отвлек от Лжедмитрия поляков, он бежал в Калугу; его признавали области Юга и Юго-Востока. В 1610 г., 11 декабря его убил из мести татарин Урусов. Калуга провозгласила царем сына его и Марины – Ивана. 3) Лжедмитрий III, собственно Исидор (Сидорка), дьякон, самозванец во Пскове 1611-1612 гг., казнен в Москве.
Лжедмитрий I (?-1606), самозванец, выдававший себя за сына царя Ивана IV царевича Дмитрия, царь с 1605 г. Настоящее имя, предположительно, Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий). Из мелкопоместных галицких дворян. Около 1600-1601 гг. бежал в Польшу, где объявил себя наследником престола, тайно перешёл в католичество. В 1604 г. с польско-литовскими отрядами перешёл русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. В июле 1605 г., после смерти царя Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора, вступил во главе войска в Москву и венчался на царство. Убит боярами-заговорщиками во главе с князем В.И. Шуйским.
Литература:
- Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937;
- Корецкий В. И., Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I, в кн.: Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1960, К., 1962;
- Назаров В. Д., Из истории внутренней политики России начала 17 в., «История СССР», 1967, № 4.
Лжедмитрий I (? -1606) – авантюрист, самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына, русский царь в 1605-1606 гг.. По распространенной версии, сын галицкого дворянина Богдана Отрепьева Юшка (Юрий), который, отслужив в одном из московских приказов, в 1600 г. постригся в монахи под именем Григория.
Литература:
- Алексеев Н.Н. Лжецаревич. М., 1995;
- Корецкий В.И. Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I. – Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1960. Киев, 1962;
- Пирлинг П. Димитрий Самозванец. Пер. с франц. М., 1911;
- Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI- XVII вв. М., 1937;
- Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990;
- Тумасов Б.Е. Лихолетье. М., 1995.
Лжедмитрий I (?-1606, Москва), царь в 1605-1606 гг.; самозванец, выдававший себя за чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия. По наиболее распространённой версии, Лжедмитрий I – сын галицкого дворянина Богдана Отрепьева – Юрий; служил в одном из московских приказов, в 1600 г. постригся в монахи под именем Григория. В начале 1601 г. обосновался в московском Чудовом монастыре. Незаурядные способности позволили ему получить чин дьякона, стать келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия; позже состоял при патриархе Иове «для книжного письма». Вероятно, уже в Москве пытался выдавать себя за царевича Дмитрия, но не найдя поддержки, в 1602 г. бежал в Польшу, где обрёл покровителя в лице князя А. Вишневецкого, а затем Ю. Мнишека. Тайно перешёл в католичество. В марте 1604 г. получил благосклонный приём у короля Сигизмунда III в обмен на обещание после воцарения оказать помощь в войне против Швеции и уступить Польше Северскую и Смоленскую земли. Осенью 1604 г. в сопровождении отряда (3 тысячи человек) польского «рыцарства» перешёл границу Русского государства. Для борьбы с Лжедмитрием I на помощь главнокомандующему русскими войсками Ф.И. Мстиславскому из Москвы в ноябре 1604 г. выступили три полка во главе с Д.И. Шуйским. 21 января 1605 г. Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости. После внезапной смерти Бориса Годунова его армия перешла на сторону Лжедмитрия I, верные Годуновым бояре и воеводы бежали в Москву. 1 июня 1605 г. в Москве произошло восстание горожан, правительство Годуновых было свергнуто. 20 июня Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву. Процессию сопровождали толпы москвичей, на Красной площади возле Лобного места высшим духовенством был отслужен благодарственный молебен. Для доказательства своего «царского» происхождения Лжедмитрий I инсценировал «признание» его матерью Дмитрия, Марией Нагой, встреча с которой состоялась 17 июля 1605 г. в селе Тайнинском. 22 июля 1605 г. Лжедмитрий I венчался на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. В Кремле Лжедмитрий I приказал построить для себя большой деревянный дворец с потайными ходами и комнатами. Царствование Лжедмитрия I ознаменовалось для москвичей бесцеремонным поведением поляков, прибывших в его свите, и частыми военными потехами царя. Наёмные иноземные роты Лжедмитрий I разместил на Арбате, в Чертолье. Для католиков был выстроен костёл у церкви Сретения на переходех. По приказу Лжедмитрия I зимой устраивались штурмы снежных крепостей; был сооружён потешный «гуляй-город» - деревянная крепость, стены которой были разрисованы изображениями чертей и «страшных мук» (получил у москвичей прозвище «Ад»), который устанавливался на льду Москвы-реки у Кремля. Возмущение горожан действиями поляков усилилось после свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек (8 мая 1606 г.). Первые крупные столкновения москвичей с поляками произошли 14 мая. На рассвете 17 мая вооружённый отряд В.И. Шуйского вошёл в Кремль. Лжедмитрий I был убит, позже его труп был доставлен в село Котлы (к югу от Москвы), где сожжён; пеплом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришёл.
Литература:
- Пирлинг П., Димитрий Самозванец, пер. с франц., М., 1911;
- Скрынников Р.Г., Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев, 2 изд., Новосибирск, 1990.
Лжедимитрий I – царь Московский в 1605-1606 гг. Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия им имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, остаются до сих пор темными. Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом. Юрий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасского; навлекши на себя подозрение царя Бориса, он постригся в монахи, при чем принял имя Григория, и, переходя из одного монастыря в другой, попал в Чудов монастырь, где обратил на себя внимание патриарха Иова, взявшего его к себе для книжного письма; похвальба Григория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, который приказал сослать его под присмотром в Кириллов монастырь. Предупрежденный вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, вернулся в Москву, бежал вместе с неким иноком Варлаамом в Киев, в Печерский монастырь, откуда перешел в Острог к князю Константину Острожскому, затем поступил в школу в Гоще и, наконец, определился на службу к князю Адаму Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы царском происхождении. Этот рассказ, повторенный позднее правительством царя Василия Шуйского, вошедший в большую часть русских летописей и сказаний и основанный, главным образом, на показании или «извете» упомянутого Варлаама, был сперва всецело принят историками. Миллер, Щербатов, Карамзин, Арцыбашев, С. М. Соловьев отожествляли Лжедимитрия с Григорием Отрепьевым. Уже очень рано, однако, возникли и сомнения в правильности такого отожествления. Впервые подобное сомнение было высказано в печати митрополитом Платоном («Краткая церковная история»); затем более определенно отрицали тождество Лжедимитрия и Отрепьева А. Ф. Малиновский («Биографические сведения о князе Д. М. Пожарском»), М. П. Погодин, Я. И. Бередников («Журнал Министерства Народного Просвещения») и особенно Н. И. Костомаров. Вопрос о личности первого Лжедимитрия остается открытым. Почти доказанным можно считать только то, что он не был сознательным обманщиком и являлся лишь орудием в чужих руках, направленным к низвержению царя Бориса. Еще Щербатов считал истинными виновниками появления самозванца недовольных Борисом бояр; мнение это разделяется большинством историков, причем некоторые из них немалую роль в подготовке самозванца отводят полякам и, в частности, иезуитам. Достоверная история Лжедимитрия начинается с появления его в 1601 г. при дворе князя Константина Острожского, откуда он перешел в Гощу, в арианскую школу, а затем к князю Адаму Вишневецкому, которому объявил о своем якобы царском происхождении, вызванный к этому, по одним рассказам, болезнью, по другим – оскорблением, нанесенным ему Вишневецким. Последний поверил Лжедимитрию, равно как и некоторые другие польские паны, тем более, что на первых же порах явились и русские люди, признавшие в Лжедимитрии мнимо убитого царевича. Особенно близко сошелся Лжедимитрий с воеводой сандомирским, Юрием Мнишком, в дочь которого, Марину, он влюбился. Он пытался завести сношения с королем Сигизмундом, на которого, следуя, вероятно, советам своих польских доброжелателей, рассчитывал действовать через иезуитов, обещая последним присоединиться к католичеству. Папская курия, увидав в появлении Лжедимитрия давно желанный случай к обращению в католичество московского государства, поручила своему нунцию в Польше, Рангони, войти в сношения с Лжедимитрием, разведать его намерения и, обратив в католичество, оказать ему помощь. В начале 1604 г. Лжедимитрий в Кракове был представлен нунцием королю; 17 апреля совершился его переход в католичество. Сигизмунд признал Лжедимитрия, обещал ему 40000 злотых ежегодного содержания, но официально не выступил на его защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу. За это Лжедимитрий обещал отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московском государстве католицизм. Вернувшись в Самбор, Лжедимитрий предложил руку Марине Мнишек; предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которой обязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владение Великий Новгород и Псков, при чем эти города должны были остаться за Мариной даже в случае ее неплодия. Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 200 малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедимирий 15 августа 1604 г. открыл поход, а в октябре перешел московскую границу. Обаяние имени царевича Димитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и другие города без боя сдались Лжедимитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П. Ф. Басманов. 50-тысячное московское войско, под начальством Мстиславского явившееся на выручку этого города, было наголову разбито Лжедимитрием, с его 15-тысячной армией. В. И. Шуйский разбил Лжедимитрия, 21 января 1605 г., при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесполезной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедимитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, царь Борис послал к войску П. Ф. Басманова, перед тем вызванного в Москву и щедро награжденного; но и Басманов не мог уже остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедимитрия. 20 июня Лжедимитрий торжественно въехал в Москву; провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедимитрием, вместе с своей матерью, а уцелевшую сестру его Ксению Лжедимитрий сделал своей любовницей; позднее она была пострижена. Через несколько дней после въезда Лжедимитрия в Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В. И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедимитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, был приговорен к смертной казни. Лжедимитрий заменил ее ссылкой Шуйского, с двумя братьями, в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен, и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедимитрия на царство. Как правитель Лжедимитрий, по современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти. «Остротою смысла и учением книжным себе давно искусив», говорит о нем князь Хворостинин и прибавляет: «самодержавие выше человеческих обычаев устрояя». Лжедимитрий думал открыть своим подданным свободный доступ в Западную Европу для образования, приближал к себе иноземцев, мечтал составить союз против Турции из императора германского, королей французского и польского, Венеции и московского государства; его дипломатические сношения с папою и Польшей были направлены, главным образом, к этой цели и к признанию за ним императорского титула. Папа, иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Лжедимитрии покорное орудие своей политики, ошиблись в расчетах. Он держал себя вполне самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов и добился того, чтобы Марина, по прибытии в Россию, наружно исполняла обряды православия. Довольно индифферентный к различиям религий, он избегал, однако, раздражать народ. Он решительно отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь. Отступления от старых обычаев, ставшие особенно частыми со времени прибытия Марины, и явное пристрастие Лжедимитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно. Тем не менее Лжедимитрий погиб жертвою заговора, устроенного против него боярами, с В. И. Шуйским во главе. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедимитрия. Еще 10 ноября 1605 г. состоялась в Кракове обручение Лжедимитрия, которого заменял при этом посол московский Власьев , а 8 мая 1606 г. в Москве совершился и брак Лжедимитрия с Мариной. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики, в ночь с 16 на 17 мая, ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы на поляков, сами ворвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедимитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но последние, под давлением боярских угроз, выдали его, и он был застрелен Валуевым.
Последние комментарии
2 года 3 неделя назад
2 года 41 неделя назад
2 года 41 неделя назад
3 года 15 недель назад
6 лет 4 неделя назад
10 лет 41 неделя назад
10 лет 45 недель назад
11 лет 35 недель назад
11 лет 36 недель назад
11 лет 47 недель назад