Развивающая образовательная среда Моя история России


ГЛАВНАЯ
  АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
ФОРУМ
РЕКЛАМА
НОВОСТИ



Филипп

Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычев) (1507-1569), митрополит Московский и всея Руси в 1566-1568 гг. В 1537 г. после подавления мятежа Андрея Ивановича Старицкого, поддержанного Колычевыми, бежал в Соловецкий монастырь, с 1548 г. игумен монастыря. Публично выступил перед царём Иваном IV с осуждением опричных казней. Заточён в Отроч-Успенский монастырь, задушен Г. Л. Скуратовым-Бельским по приказу царя. Канонизирован Русской православной церковью.
Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» 

Филипп, митрополит Московский и всея РусиФилипп (в миру боярин Фёдор Степанович Колычев) (1507-1569), церковный деятель, митрополит. Начал службу при дворе княгини Е. В. Глинской. В 1537 г. после подавления мятежа князя А. Старицкого, который поддержали в числе других бояр и Колычевы, бежал в Соловецкий монастырь, где принял постриг. С 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. Церковным собором поставлен в 1566 г. на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение Филиппа к учреждённой Иваном IV Грозным опричнине. В марте 1568 г. Филипп публично обратился к царю в Успенском соборе с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед Судом Божьим за кровопролития и беззакония. Раздражённый этим обличением, царь потребовал от Филиппа не прекословить его воле. По свидетельству летописца, митрополит в тот же день «вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого». Публичные осуждения жестокостей и кровопролитий опричнины Ивана IV и столкновения с царём привели к низложению Филиппа в ноябре 1568 г. и заточению его сначала в Богоявленском монастыре, затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где он был задушен Малютой Скуратовым по приказу Ивана IV. Одновременно шла расправа над близкими к Филиппу людьми. В 1652 г. канонизирован Русской православной церковью.
Энциклопедия «Москва»

Филипп Московский (в крещении Феодор), митрополит (1507-23.12.1569), родился в Москве, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Отец Феодора готовил сына к государственной службе. Великий князь Василий III приблизил ко двору молодого боярина. С Феодором сдружился будущий царь Иоанн Грозный. Когда Феодору исполнилось тридцать лет, он принял решение оставить светский мир и удалился в Соловецкий монастырь, где постригся в иноки с именем Филипп. В 1546 г. святой Филипп был поставлен игуменом Соловецкой обители. Он много заботился о процветании монастыря. Во время его игуменства были воздвигнуты трапезный храм Успения Божией Матери и собор Преображения Господня. Святой Филипп и сам много трудился вместе с монахами как простой рабочий, укладывая стены Преображенского собора. 25 июня 1566 г. – по настоянию царя Иоанна Грозного – святитель Филипп был посвящен в Московского и всея Руси митрополита. Это были тяжелые годы затянувшейся Ливонской войны, годы опричнины. Святитель не боялся говорить царю правду и обличать за жестокость. Поначалу Иоанн прислушивался к советам святителя Филиппа, но позже, не перенеся обличений, приказал взять митрополита под стражу. Святитель Филипп был схвачен по время богослужения в Успенском соборе. Преданный суду, он был приговорен к пожизненному заключению. Целый год святитель провел в заточении в тверском Отрочь Успенском монастыре. Здесь же он был задушен опричником Малютой Скуратовым. Предвидя свою кончину, святитель Филипп за три дня до этого приготовился к ней причащением Святых Тайн. Мощи святителя Филиппа, доставленные в Соловецкий монастырь, в 1652 г. были перенесены в Москву.

Память святителю Филиппу отмечается 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября.

http://hrono.ru/biograf/kolychev.html

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507-1569, Тверь) – церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 г. после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 г. стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т. д. В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися»), но зато получал право «советования» с государем, включавшее и возможность «печалования» за опальных. Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 г. в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах» и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 г. был канонизирован Русской православной церковью.
А. П. Шикман
http://hrono.ru/biograf/kolychev.html

Филипп, святой – митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 г. Принадлежа к одному из знатных боярских родов Московского государства, Федор Степанович начал службу при дворе великого князя. В конце правления великой княгини Елены, в 1537 г., некоторые из его родственников, Колычевых, приняли участие в попытке князя Андрея Старицкого поднять восстание против правительницы и великого князя; одни из них были казнены, другие попали в тюрьму. В этот самый год Федор Степанович тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где, не открывая своего звания, поступил в послушники. Выдержав продолжительное и суровое послушание, он был пострижен в монахи с именем Филиппа. В течение одиннадцати лет, до поставления своего в игумены, Филипп вел суровую жизнь простого соловецкого инока, предаваясь физическим трудам и духовным подвигам. В 1548 г. соловецкий игумен Алексий сложил с себя свой сан и указал на Филиппа как на достойного своего преемника. Житие и другие источники подробно описывают труды игумена Филипп по внутреннему и внешнему благоустройству обители его и его энергичную хозяйственную деятельность, благодаря которой Соловецкий монастырь сделался богатейшим промышленником, культурным центром северного Поморья. Строгий аскет и подвижник явился образцовым хозяином, выказал большой практический ум, хозяйственную энергию и предприимчивость. На островах и в поморских вотчинах явились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. Так, Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил живой хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел; наконец, Филиппу приписываются разные технические изобретения и усовершенствования в промышленных орудиях и приспособлениях. В 1548, 1561 и 1565 гг. Филипп составил уставные грамоты, в которых определялись подробности управления крестьянским населением монастырских вотчин, порядок распределения и взимания разных государевых податей и пошлин. Уже в первой половине XVI в. Соловецкий монастырь вел обширную торговлю продуктами своей промышленности, преимущественно солью. В 1542 г. царской грамотой ему разрешено было вести беспошлинную торговлю 6000 пудов соли. В первый год игуменства Филиппа, в 1548 г., право беспошлинной торговли увеличено было на 4000 пудов. В 1551 г. все торговые и промышленные привилегии Соловецкого монастыря были подтверждены, но в 1555 г., по неизвестной причине, у монастыря было отнято право беспошлинной торговли солью и другими товарами. Взамен царь пожаловал монастырю ряд деревень на реке Суме и соляные варницы по морскому берегу и по островам; все эти варницы были обложены денежным оброком. В следующем 1556 г., по челобитью игумена Филиппа и монастырской братии, денежный оброк с варниц был отменен, «для того, что у них соляной торг оставлен». Есть известие, что Филипп присутствовал в Москве на Стоглавом соборе в 1551 г. Ко времени вступления Филиппа на митрополичий престол выяснилось, что между царем и представителем церкви не может быть единодушия и согласия по двум важнейшим политическим вопросам: о разделении государства на земщину и опричнину и о взаимной измене боярства. Филиппу это было понятно, и когда 20 июля 1566 г. царь с освященным собором «понуждал» его принять митрополичий сан, он прямо поставил условием своего согласия отмену опричнины. Это требование сильно раздражило царя; только по челобитью архиепископов и епископов он «гнев свой отложил» и поручил собору епископов добиваться от Филиппа, чтобы он «в опричнину и в царской домовой обиход не вступался, а на митрополью бы ставился». Но вместе с тем царь соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это бывало при прежних государях. Филипп в конце концов покорился царскому слову и увещаниям духовного собора. Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Филиппом и семью епископами. 25 июля 1566 г. новоизбранный митрополит был возведен на престол собором епископов. Обещая не вмешиваться в политические и личные отношения царя, Филипп сохранял за собой право протеста против всех безнравственных и противных христианскому долгу явлений, которыми сопровождалось и разделение государства на земщину и опричнину, и борьба с мнимой боярской крамолой. Первый год святительства Филиппа прошел спокойно. Митрополит занимался делами церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя святых Зосимы и Савватия. Отношения его к царю наружно были вполне благоприятны. Сам царь, по-видимому, успокоился; неистовства опричнины прекратились. Новая смута вспыхнула в Москве после того как были перехвачены грамоты от польского короля к некоторым боярам, с приглашением отъехать в Литву. Снова начались казни. Пострадала не только группа бояр, обвиненных в измене; вся Москва была терроризирована неистовствами опричников. Архипастырский долг заставил Филиппа обратиться к царю с увещанием остановить бессмысленное кровопролитие и с ходатайством о помиловании опальных. Исполняя свой долг, Филипп не нарушал данного им обещания не вмешиваться в опричнину: он протестовал не против известного порядка, а против безнравственных явлений, обусловливаемых этим порядком. Но царь, угнетаемый манией преследования, уже не в состоянии был различить эти точки зрения. По логике его расстроенного ума, кто осуждал безобразия опричников, тот хотел уничтожить опричнину, вырвать из рук царя верное орудие борьбы с крамолой; кто печаловался за его врагов, тот «покрывал» их, был за них – следовательно против него. К тому же, по свидетельству жития Филиппа, среди высшего духовенства были враги митрополита, которые своими наветами раздували в душе царя искру подозрительности, зароненную первым требованием Филиппа об отмене опричнины. То были: архиепископ новгородский Пимен, сам желавший быть митрополитом, епископы Филофей рязанский и Пафнутий суздальский и духовник царский, протопоп Евстафий, которого митрополит за какой-то проступок подверг запрещению. Свои ходатайства за опальных и обличения ужасов опричнины Филипп начал в тайных беседах с царем наедине; но они остались без результата. Тогда Филипп решился на всенародное обличение. Первое открытое столкновение произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе. Филипп обратился к царю с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед судом Божиим за кровопролитие и беззакония. Раздраженный этим обличением, царь с гневом требовал от митрополита, чтобы он молчал и не прекословил его царской державе. По летописному известию, митрополит в этот же день «вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого». В другой раз, когда царь явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах, Филипп отказался благословить царя и снова стал обличать его. Царь опять потребовал от митрополита или молчания, или удаления с кафедры. Хотя Грозный каждый раз приходил в ярость от обличений Филиппа, твердость последнего тем не менее смущала царя и заставляла его задумываться. Опричники и враги митрополита не упускали случая вызывать новые столкновения, например 28 июля в Новодевичьем монастыре, когда Филипп упрекнул одного опричника за то, что он стоял в тафье во время чтения Евангелия. К осени 1568 г. царь решил низложить Филиппа. В Соловецкий монастырь отправлена была следственная комиссия, составленная из личных врагов митрополита: Пафнутия, епископа суздальского, боярина князя Василия Темкина, андрониевского архимандрита Феодосия, дьяка Митрия Пивова. Эта комиссия должна была собрать обвинительный материал для привлечения Филиппа к соборному суду. Угрозами и посулами комиссия заставила некоторых монахов оклеветать своего бывшего игумена. Когда комиссия вернулась в Москву, привезя с собой самого соловецкого игумена Паисия и монахов, давших ложные показания против Филиппа, в начале ноября был созвал собор для суда над митрополитом. Филипп, рассказывает житие, не оправдывался в обвинениях, взводимых на него, и хотел тут же на соборе сложить с себя знаки своего достоинства, но, по требованию царя, должен был оставаться в своем сане до произнесения судебного приговора. 8 ноября 1568 г., во время богослужения в Успенском соборе, туда явился Басманов с опричниками; по прочтении во всеуслышание соборного приговора о низведении Филиппа с митрополичьей кафедры, опричники сняли с него святительное облачение, одели в простую монашескую одежду и на дворнях увезли в Богоявленский монастырь. Спустя некоторое время Филипп был переведен в Староникольский монастырь. В народе ходили слухи, что царь намеревался окончательно отделаться от ненавистного обличителя, сжечь его живым, как колдуна, затравить медведями; рассказывали также о чудесах, творимых Филиппом. В это же время шла дикая расправа над близкими к бывшему митрополиту людьми: погибло десять человек Колычевых, родственников Филиппа; голова одного из них была прислана к нему в темницу; казнены были многие клирики и митрополичьи дети боярские. Наконец, Филипп был заключен в тверской Отроч монастырь. 23 декабря 1569 г., во время похода Грозного в Новгород, посланный царем Малюта Скуратов задушил Филиппа в его келье «возглавием», т. е. подушкой. В 1591 г., по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа были перевезены из тверского Отроча монастыря в Соловки и положены в церкви святых Зосимы и Савватия. Низложение и мученическая смерть митрополита Филиппа остались пятном на памяти царя Иоанна Васильевича. Смыть это пятно, от имени светской власти принести покаяние власти церковной в нанесенном ей оскорблении решился царь Алексей Михайлович . В 1652 г. царь, по совещании с патриархом Иоасафом и всем освященным собором, определил перенести в Москву мощи святителя Филиппа. В Соловецкий монастырь отправлено было посольство из духовных и светских лиц, с Никоном, митрополитом новгородским, во главе. За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, Никон «от царя посланную грамоту к Ф. митрополиту распечатав, во услышание всем прочел»; в этой грамоте Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину «прадеда» его: «сего ради преклоняю сан свой царский за оного, иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием». 9 июля мощи Филиппа были перенесены в Москву. Церковное торжество, которым сопровождалось это событие, живо описано самим Алексеем Михайловичем в письме к князю Н. И. Одоевскому. 19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе. Память Филиппа праздновалась всей церковью русской с 1591 года, в 23 день декабря, но с 1660 г. празднование перенесено на 9 января. Память Филиппа празднуется еще 3 июля, когда вспоминается перенесение мощей его в Москву, и 5 октября, вместе с всероссийскими святителями Петром, Алексеем и Ионой. Празднование трем названным святителям установлено в 1596 г.; святой Филипп присоединен к ним в 1875 г. Житие Филиппа, составленное в конце XVI века, распространено в многочисленных списках.

http://rulex.ru/01210151.htm


ГЛАВНАЯ
АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ