Развивающая образовательная среда Моя история России


ГЛАВНАЯ
  АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
ФОРУМ
РЕКЛАМА
НОВОСТИ



Государственная Дума

Государственная Дума, законосовещательное представительное учреждение (1906—17). Учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались императором. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей). Женщины, студенты, военнослужащие лишены избирательных прав. Имела 4 созыва: первый (27 апреля — 8 июля 1906 г.; председатель С.А. Муромцев); второй (20 февраля — 2 июня 1907 г.; председатель Ф.А. Головин); третий (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 г.; председатель Н.А. Хомяков, с 1910 — А.И. Гучков, с 1911 — М.В. Родзянко); четвертый (с 15 ноября 1912 г.; председатель Родзянко). 27 февраля 1917 г. сформировала Временный комитет членов Государственной думы. Формально продолжала существовать до 6 октября 1917 г., когда была распущена Временным правительством.

Здание Таврического дворца (СПб.), в котором в 1906-1917 гг. работала Государственная ДумаГосударственная Дума, высшее наряду с Государственным Советом законодательное учреждение России, образована 6 августа 1905 г. и действует на основании учреждения о Государственной Думе 20 февраля 1906 г. и положения о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г. с дополнениями, изданными 18 сентября – 11 декабря 1905 г. и последующими изменениями. По Основным Законам, изданным 23 апреля 1906 г., Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой; никакой новый закон не может последовать и воспринять силу без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета. Лишь при исключительных и чрезвычайных обстоятельствах может быть принята во время прекращения занятий Государственной Думы какая-либо мера, требующая обсуждения Государственной Думы, но мера эта не может вносить изменений ни в Основные Законы, ни в учреждения Государственной Думы или Государственного Совета, ни в постановления о выборах в Думу или в Совет. Действие этой меры прекращается, если в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект не будет внесен в Государственную Думу, или он будет отклонен Думой или Государственным Советом. Государственной Думе предоставлено право законодательной инициативы. За подписью 30 членов Думы могут быть вносимы предположения об отмене старых и об издании новых законов. Думе подлежат разработка новых законов и дополнений и изменений в старых законах. рассмотрение и утверждение государственной росписи доходов и расходов и отчета Государственного Контроля, утверждение государственных займов, числа лиц, призываемых ежегодно к исполнению воинской повинности, и проч. Государственной Думе предоставлено право запроса министров по поводу их незакономерных действий и подчиненных им лиц. Членам Думы гарантирована особая неприкосновенность личности и свобода суждений; лишь по постановлению самой Думы член ее может быть лишен прав, сопряженных с званием члена Думы. Государственная Дума сама избирает своего председателя и других членов президиума. Делопроизводство Думы возложено на состоящую при ней канцелярию с выборным секретарем Государственной Думы во главе. Для предварительной разработки законопроектов, проверки правильности выборов в Думу и других подготовительных работ Дума избирает из своей среды комиссии и отделы. Государственная Дума избирается на 5 лет. В основание избирательной системы положено начало цензовое и отчасти сословное. Право избирать членов Думы предоставлено собственникам и владельцам недвижимых имуществ не ниже указанных в законе размеров, управляющим и арендаторам недвижимых имуществ тех же размеров, плательщикам промыслового и квартирного налогов, квартиронанимателям и лицам, получающим жалованье или пенсию по службе государственной, земской, городской, сословной и железнодорожной; сверх того, крестьянам, рабочим, лицам, владеющим 1/10 избирательного цензового имущества, и священнослужителям на особых основаниях. Выборы производятся в съездах и собраниях по разрядам. Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляют один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирают выборщиков, а последние в одном собрании – членов Думы. Избиратели в Уездах и всех других городах образуют два разряда: 1) крупные землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирают двухстепенными выборами, а вторые – трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирают уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирают выборщиков для губернского избирательного собрания. На последнем выборщики, от Уездов, городских избирателей и крестьян избирают членов Думы. Крестьяне выбирают по четырехстепенной системе; сначала избираются члены волостного схода, затем выбираются уполномоченные на волостных сходах; Уездный съезд уполномоченных избирает выборщиков. В губернском избирательном собрании крестьянские выборщики сначала избирают из своей среды одного члена Думы, затем участвуют с другими выборщиками в выборе остальных членов Думы. Казачьему населению предоставлено отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков. Рабочие фабрик, заводов и промышленных заведений выбирают трехстепенными выборами: сначала уполномоченных, последние – выборщиков. Выборщики от рабочих входят в состав городских или губернских избирательных собраний. Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины. Число членов Государственной Думы в 50 губерниях 412, от 10 губерний Царства Польского – 36; от Кавказа – 32, от Сибири 20, от Закаспийских областей 19, от сибирских казаков, кочевых калмыков и киргиз и холмских православных епархий 5, всего 524. Учреждение Государственной Думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления. В рескрипте 18 февраля 1905 г. Государь выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной Думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян. Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государств. строя и завершившееся в октябре 1905 г. грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях. 17 октября появился манифест, в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией:

  1. населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;
  2. установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы;
  3. обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную Думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 г. дополнит. правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим. Первая Государственная Дума созвана была 27 апреля 1906 г. и распущена 9 июля того же года; вторая Государственная Дума созвана была 20 февраля 1907 г., распущена 3 июня того же года.

Государственная дума в России (1906-1917), представительное законодательное учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905-1907 гг. в России для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма.
Первая Государственная дума (27 апреля – 8 июля 1906 г.; одна сессия). Октябрьская Всероссийская политическая стачка 1905 г. смела совещательную Булыгинскую думу и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905 г., обещавшим «незыблемые основы гражданской свободы» и созыв законодательной Государственной думы, к выборам которой будут допущены все слои населения. 11 декабря 1905 г. был издан закон о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишили избирательного права около 2 миллионов мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи – в городской, на 30 тысяч – в крестьянской, на 90 тысяч – в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхстепенные). Признав за Государственную думу законодательные права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 г. высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 гг.) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 г.), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой (ст. 87). Всё это превращало Государственную думу фактически в безвластный орган.
Большевистская партия призвала массы к бойкоту Государственную думу. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале – марте 1906 г. в обстановке правительственных репрессий. Из 478 депутатов 1-й Государственной думы кадетов было 179, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и других буржуазно-националистических групп) – 63, октябристов – 16, беспартийных – 105, трудовиков – 97, социал-демократов – 18.
Социал-демократы прошли в Государственную думу «непартийным путём»; они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию. Председатель Государственной думы – кадет С. А. Муромцев.
Центральным вопросом в Государственной думе был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом «принудительного отчуждения» помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Правительство ещё накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить её, если будет поставлен вопрос о «принудительном отчуждении». Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фондах» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе и утопичность их рассуждений о «трудовом начале» как базе для развития социализма, это был революционный законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 г. 33 депутата внесли ещё один проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать «проект 33». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу «центром общенародного движения», поддержка кадетского лозунга «ответственного министерства» и т. д.).
В условиях обострения внедумской борьбы классов царское правительство сочло дальнейшее существование Государственной думы опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Думы.
Вторая Государственная дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.; одна сессия). Состав 2-й Государственной думы оказался более левым, чем 1-й, хотя она была созвана в обстановке упадка революции. Из 518 депутатов Государственной думы было: социал-демократов – 65, эсеров – 37, народных социалистов – 16, трудовиков – 104, кадетов – 98 (почти вдвое меньше, чем в 1-й Государственной думе), правых и октябристов – 54, автономистов – 76, беспартийных – 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председатель Государственной думы – кадет Ф. А. Головин.
Кадеты, выдвинув лозунг «бережения Думы», пытались создать большинство, присоединив к себе слева трудовиков, справа – октябристов, Польское коло, мусульманскую и казачью группы. Во имя «осторожности» кадеты отказались от лозунга «ответственного министерства» и пошли на дальнейшее урезывание своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии и другие; добились принципиального одобрения бюджета и таким образом укрепили доверие к царизму со стороны его западно-европейских кредиторов.
Центральным оставался аграрный вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский указ 9 ноября 1906 г. Кадеты сильно урезали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп. Трудовики по аграрному вопросу занимали ту же революционную позицию, что и в 1-й Государственной думе; в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция – проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Государственную думу не от партии, имели совещательный голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И. Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Государственной думы, большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Государственной думе они отстаивали тактику «левого блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьёзные политические просчёты по важнейшим программным и тактическим вопросам.
Вопрос о борьбе между меньшевиками и большевиками внутри фракции был перенесён на Пятый (Лондонский) съезд РСДРП. Меньшевики требовали одобрить деятельность фракции, признать её самостоятельность по отношению к ЦК, угрожая в противном случае сложить полномочия фракции и пойти на раскол. На съезде победила большевистская точка зрения. Однако социал-демократической фракции не пришлось воспользоваться директивами съезда: правительство решило разогнать Государственную думу. Поводом послужило сфабрикованное охранкой провокационное обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду. 3 июня была распущена 2-я Государственная дума и опубликован новый избирательный закон.
Третья Государственная дума (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.; пять сессий). Закон 3 июня радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков). Право рабочих и крестьянских выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю – мелкая буржуазия и городская интеллигенция. Представительство народов национальных окраин резко сокращалось; народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Общее число депутатов сокращалось до 442.
Выборы происходили осенью 1907 г. В 1-ю сессию 3-я Государственная дума насчитывала: крайних правых депутатов – 50, умеренно-правых и националистов – 97, октябристов и примыкавших к ним – 154, «прогрессистов» – 28, кадетов – 54, мусульманская группа – 8, литовско-белорусская группа – 7, Польское коло – 11, трудовиков – 14, социал-демократов – 19. Председатель Государственной думы – октябрист Н. А. Хомяков, с марта 1910 г. – А. И. Гучков, с 1911 г. – октябрист М. В. Родзянко. Отсутствие однофракционного большинства означало, что судьба голосования в Государственной думе зависела от октябристов, ставших (вместо кадетов) партией «центра». Если они голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (насчитывало примерно 300 человек), если совместно с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское (более 250 человек). Эта важнейшая особенность 3-й Государственной думы отражала новую политику царизма – политику думского бонапартизма. Бонапартистской политикой заигрывания с кулаком, с одной стороны, лавирования между помещиками и буржуазией в Государственной думе – с другой, царизм стремился обеспечить перестройку абсолютистской монархии в буржуазную при сохранении своего политического всевластия, доходов и привилегий помещиков.
Несмотря на разгул реакции, в массах сохранилось революционное настроение, вылившееся уже в 1912 г. в новый подъём революционного движения. Царизм отказывался проводить реформы, опасаясь, что они приблизят революцию. Либералы в страхе перед революцией не были способны на борьбу с царизмом. Это привело к тому, что Государственная дума принимала открыто реакционные законопроекты и штамповала многочисленные мелкие проекты, получившие название «законодательной вермишели». Государственная дума осуществила лишь одну крупную реформу, приняв указ 9 ноября 1906 г., направленный на разграбление общинных земель в пользу кулака, ещё более усилив его насильственные, антикрестьянские черты (закон 14 июня 1910 г.). Минимум политических и административных преобразований, необходимых для перехода царизма на рельсы буржуазной монархии, не был проведён. Это означало, что Государственная дума, как «конституционное прикрытие» царизма, оказалась несостоятельной. «Самодержавие, - писал В. И. Ленин, - отсрочило свою гибель, успев сорганизовать такую Думу, но оно не укрепляется этим, а разлагается от этого» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 401). Бессилие Думы приводило к грызне и взаимному разоблачению фракций контрреволюционного большинства. Кризис 3-й Государственной думы начался с первых же дней её существования. Потерпела провал и думская политика октябристов, а также кадетов, основанная на прислужничестве перед октябристами и П. А. Столыпиным. Углублению кризиса способствовала позиция депутатов-крестьян. По аграрному вопросу не только трудовики, но и крестьяне – члены правых фракций, стояли на революционно-демократических позициях. Последние хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 г., но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший фактически ликвидации помещичьего землевладения. Трудовики, несмотря на колебания между кадетами и социал-демократами, выражали в своих выступлениях революционные настроения крестьянства, непримиримость его интересов с самодержавием и черносотенной Государственной думой. Большую роль в кризисе третьедумской системы сыграла деятельность социал-демократической фракции. Из 6 депутатов, избранных по рабочей курии, было 4 большевика (Н. Г. Полетаев, М. В. Захаров, С. А. Воронин, П. И. Сурков). К большевикам примыкали депутаты И. П. Покровский и А. И. Предкальн. В начале работы Государственной думы под влиянием меньшевистского большинства социал-демократическая фракция допустила ряд серьёзных ошибок: при обсуждении правительственной декларации 16 ноября 1907 г. выступила с декларацией, в которой отсутствовало классовое социалистическое содержание, были урезаны требования программы-минимум РСДРП, и др. Начиная со 2-й сессии, деятельность фракции активизируется. Численность её сократилась до 14 человек за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Полетаевым. Главную роль в улучшении работы фракции играла критика и помощь со стороны В. И. Ленина. Члены фракции выступили с речами по бюджету, вероисповедным, национальным, внешнеполитическим и другим вопросам, в которых разоблачали антинародную политику царизма и Думы; заняли последовательную социал-демократическую позицию при обсуждении указа 9 ноября, требуя конфискации всех помещичьих земель. Социал-демократические депутаты внесли в Государственную думу ряд запросов, имевших большое агитационное значение [в т. ч. запросы о преследовании профсоюзов, о суде над социал-демократической фракцией 2-й Государственной думы, о Ленском расстреле (1912 г.)]. Поддержку пролетариата получили внесённые социал-демократической фракцией законопроекты о 8-часовом рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д., позиция социал-демократических депутатов при обсуждении Государственной думой страховых законопроектов. Социал-демократы внесли к законопроектам 162 поправки, но все они были отвергнуты большинством Государственной думы.
Четвёртая Государственная дума [15 ноября 1912 г. – 6 (19) октября 1917 г.; пять сессий]. Деятельность 4-й Государственной думы проходила в условиях предвоенного революционного подъёма, 1-й мировой войны 1914-1918 гг. и революционного кризиса, завершившегося свержением царизма. Выборы в 4-ю Государственную думу состоялись в сентябре – октябре 1912 г. Царизму удалось сохранить в 4-й Государственной думе два большинства: правооктябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Среди 442 депутатов 4-й Государственной думы националистов и умеренно-правых – 120, октябристов – 98, правых – 65, кадетов – 59, прогрессистов – 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы – 14 (большевиков – 6, меньшевиков – 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики – 10, беспартийные – 7. Председатель Государственной думы – октябрист М. В. Родзянко. Октябристы сохранили за собой роль «центра». Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции «прогрессистов», которые представляли, по выражению Ленина, «...помесь октябристов с кадетами» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 327). Кадеты вышли на выборы под лживым лозунгом «спасения конституции» с целью завоевать массы на свою сторону и затормозить подъём революционного движения в стране, но потерпели провал. Меньшевики выдвинули лозунг «Вырвать Думу из рук реакции», что объективно означало передачу гегемонии либералам. Большевики противопоставили им лозунг «Вырвать демократию из рук либералов», основанный на том, что «...только вышедшая из-под зависимости либералов демократия способна на деле подорвать реакцию» (там же, с. 334). Избирательная программа большевиков, разработанная Лениным, разъясняла безнадёжность реформ и ставила ближайшей задачей свержение царизма и завоевание демократической республики силами пролетариата и крестьянства.
Революционный подъём и вызванное им обострение противоречий между царизмом и буржуазией обусловили полный законодательный паралич 4-й Государственной думы. Правительство завалило Государственную думу т. н. «законодательной вермишелью» – в период 1-й и 2-й сессий (1912-1914 гг.) в неё было внесено свыше 2 тысяч мелких законопроектов; в то же время широко практиковалось внедумское законодательство. В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в «оппозиционных» правительству голосованиях и в попытках «самостоятельной» законодательной инициативы. Практического значения это не имело: законопроекты застревали в комиссиях или проваливались Государственным советом.
С началом 1-й мировой войны сессии созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Государственной думы. 26 июля 1914 г. состоялась однодневная чрезвычайная сессия Государственной думы, на которой Дума проголосовала за военные кредиты, продемонстрировав «национальное единство» буржуазии и помещиков в вопросах империалистической внешней политики. социал-демократическая фракция выступила против предоставления военных кредитов. Очередная (3-я) сессия 4-й Государственной думы была созвана 27 января 1915 г. для принятия бюджета. Весенне-летние поражения царских войск в 1915 г. и бурный рост революционного движения нарушили «единение» царя с Государственной думой. 19 июля 1915 г. открылась 4-я сессия Государственной думы. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но другие буржуазно-помещичьи фракции – от националистов до кадетов – выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа формального соглашения о создании «Прогрессивного блока» (236 депутатов). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его. Создание «Прогрессивного блока» означало полный крах политики бонапартизма; это было последней попыткой буржуазии заставить царизм дать минимум либеральных реформ, чтобы предотвратить надвигавшуюся революцию. Страх перед революцией определял тактику блока, крайнюю узость и ограниченность его программы, которая сводилась к требованиям создания «правительства доверия», частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Но и эта программа оказалась неприемлемой для царизма: 3 сентября 1915 г. Государственная дума была распущена на каникулы.
Роспуск Государственной думы был показателем «кризиса верхов» и одним из самых ярких проявлений революционного кризиса в России. Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с царизмом. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе «особых совещаний». 9 февраля 1916 г. возобновились занятия Государственной думы. Лишь крайнее обострение политического положения в стране осенью 1916 г. заставило буржуазию взять более решительный тон. Открывшаяся 1 ноября 1916 г. 5-я сессия Государственной думы приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки председателя Совета Министров, открытого германофила Б. В. Штюрмера. 10 ноября Штюрмер получил отставку. Новый глава правительства А. Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько частных законопроектов. В ответ Государственная дума выразила недоверие правительству. К ней присоединился Государственный совет. Это свидетельствовало о полной изоляции царя и правительства. 16 декабря 1916 г. Государственная дума была распущена. В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 г., представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер. Указом 25 февраля 1917 г. занятия Государственной думы были прерваны. Больше Государственная дума не собиралась, но формально она продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февраля (12 марта) в разгар Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. был создан контрреволюционный Временный комитет Государственной думы 1917 г., который 2(15) марта в результате переговоров с эсеро-меньшевистским Исполкомом Петроградского совета сформировал буржуазно-помещичье Временное правительство. В последующий период деятельность Государственной думы проходила под видом «частных совещаний». Государственная дума открыто выступала против Советов, её члены были вдохновителями и участниками контрреволюционных заговоров. Только 6(19) октября 1917 г. под давлением революционных масс Временное правительство распустило Государственную думу ввиду начала выборов в Учредительное собрание. Окончательно Государственная дума была ликвидирована Великой Октябрьской социалистической революцией. 18(31) декабря 1917 г. декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Литература:

  1. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11-17, 19-35;
  2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумом ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1953, с. 92-94, 100-101, 114-16, 127-28, 137, 141-43, 157-58, 161-62, 166-68, 173-78, 182-84, 186, 198-201, 223-25, 248, 273-76, 278-82, 294-95, 312-14;
  3. История КПСС, т. 2-3, М., 1966-67;
  4. Законодательные акты переходного времени 1904-1908 гг., СПБ. 1909;
  5. Государственная Дума. Стенографические отчёты. Созыв 1-4, СПБ, 1906-1917;
  6. Государственная дума в России. Сб. документов и материалов, сост. Ф. И. Калинычев, М., 1957;
  7. Витте С. Ю., Воспоминания, т. 1-3, М., 1960;
  8. Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в революции 1905-07 гг., М.-Л., 1939;
  9. Сидельников С. М., Образование и деятельность первой Государственной думы, М., 1962;
  10. Воспоминания Ф. А. Головина о II Государственной думе, «Исторический архив», 1959, № 4-6;
  11. Разгон II Государственной думы, «Красный архив», 1930, № 6;
  12. Аврех А. Я., Вопрос о западном земстве и банкротство Столыпина, в сборнике: Исторические записки, т. 70, [М.], 1961;
  13. его же, Царизм и третьеиюньская система, М., 1966;
  14. его же, Столыпин и Третья Дума, М., 1968;
  15. Грунт А., «Прогрессивный блок», «Вопросы истории», 1945, № 3-4;
  16. Дякин В.С., Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914-1917), Л., 1967.
  17. А. Я. Аврех (2-я и 3-я Государственные думы), А. Я. Грунт (1-я и 4-я Государственные думы).


ГЛАВНАЯ
АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ