Развивающая образовательная среда Моя история России


ГЛАВНАЯ
  АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
ФОРУМ
РЕКЛАМА
НОВОСТИ



Братья

Синеус – легендарный князь, правивший в IX в. в Белоозере, брат Рюрика.
Синеус – русский князь, родной брат Рюрика, прибыл в русскую землю в 862 г., поселился на Белоозере, умер в 881 г. Покорил Мерю и Мурому.
И.С. Глазунов. Рюрик, Синеус и Трувор.Рюрик — Синеус — Трувор, по русским летописным преданиям, три брата-конунга, предводителя варяжских дружин, якобы призванные «из-за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде и основавшие Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Быстрая смерть среднего и младшего братьев сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли. Некоторые учёные отождествляют его с Рёриком Датским, совершавшим во главе варяжской дружины набеги на страны Западной Европы (до 860 г.). Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них – результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришёл в землю славян со своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»).
Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван «из-за моря», а захватил в 862 г. власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Это вызвало восстание против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его «советников», другие новгородцы бежали в Киев. Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в XI в., была использована при редактировании «Повести временных лет» в начале XII в. для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стали считать Рюрика. Эта версия легла в основу антинаучной норманской теории. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития.

Литература: 

  1. Мавродин В. В., Древняя Русь, М., 1946; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953;
  2. Кузьмин А. Г., К вопросу о происхождении варяжской легенды, в сб.: Новое о прошлом нашей Родины, М., 1967.
В. И. Буганов.
Рюрик – согласно летописям, глава варяжского военного отряда, призванный в 862 г. ильменскими словенами, кривичами, чудью, весью на княжение. Прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором. Княжил в Ладоге, затем в Новгороде. По мнению исследователей, правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

Рюрик, первый русский князь, по сказанию летописца, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью, в 862 г. занял Ладогу, и братья его Синеус и Трувор – города Белоозеро и Изборск. По смерти братьев присоединил и их города, перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (Городище). Против Рюрика позже в Новгороде возникло восстание, во главе которого был некто Вадим. Многие бежали, в числе их Аскольд и Дир, овладевшие Киевом. Умер в 879 г. Потомство его правило Россией до 1598 г.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Рюрик – первый русский князь, призванный «Чудью, Весью, Словенами и Кривичами», «из Варяг» (из племени Русь), «княжить и володеть ими»; в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней их владения – Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (ныне Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро) он послал «своих мужей». В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира. По позднейшим летописям видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде: многие бежали от него в Киев, а какой-то Вадим возбудил восстание против него, но Рюрик одолел восставших. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего, Игоря, своему родственнику Олегу. По некоторым известиям, у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд. Смjnhtnm в VII томе «Полного собрания летописей» легенду о происхождении Рюрика от Пруста, брата императора Августа. Потомство Рюрика правило в России более 700 лет, до смерти Федора Иоанновича (1598 г.). Одни исследователи объясняют имя Рюрика из древненорманского языка, другие находят аналогичные ему и в древнеславянском языке.
Рюрик (?-879) – легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальнейшем и Россией с конца XII по конец XVI в. (последний представитель династии – царь Федор Иванович).
Существует множество версий происхождения Рюрика.
По одной из них он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837-850 гг. городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упоминается как «Рёрик». Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860 г., когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» - Ладоге, откуда и пришел в Новгород.
По другой версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (умер в 808 г.) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В. О. Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван словенами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864 г.
Некоторые исследователи ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.
Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус’ом) и верной дружиной (тру-вор’ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород. Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866 г. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги.
Так или иначе, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим – в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям – в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.
Тем не менее, превращение Рюрика из конунга в новгородского князя объективно способствовало прекращению усобиц в славянских землях и возрастанию централизаторской роли Новгорода. Легенда о призвании варягов сложилась, по-видимому, именно в Новгородско-Ладожской земле не ранее XI в. Она была включена в Повесть временных лет в начале XII в., а в XVIII в. положила начало «норманнской теории» образования древнерусского государства.

Литература:

  1. Домбровский-Шалангин В.И. Князь Рюрик и его потомки. М., 2004;
  2. Ловмянский X. Русь и норманы. М., 1985;
  3. Нильсен Й.П. Рюрик и его дом: Опыт идейно-историографического подхода к норманскому вопросу в русской и советской историографии. Архангельск, 1992.
  4. Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
  5. Энциклопедия «Кругосвет»


ГЛАВНАЯ
АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ХРОНОЛОГИЯ
МУЗЕЙ
СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ